Галина Вдовина Законопроект О Национальной Таможне луч света в четырёхлетней тьме попыток реформирования ведомства




Галина Вдовина: Законопроект «О Национальной Таможне» – луч света в четырёхлетней тьме попыток реформирования ведомства

Тема украинской таможни является достаточно острой. С момента слияния налоговой и таможенных служб в Министерство налогов и сборов (Минсдох), а после в ГФС (Государственная фискальная служба), таможня утратила функции полноценного ведомства. Как показала практика подобные эксперименты не дали ожидаемого результата. Теперь на повестке дня очередное реформирование таможенной службы.

18 ноября 2016 года Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал создание рабочей группа для финализациии существующих предложений по реформе таможни.

Он подчеркнул, что в бюджете на следующий год заложены средства на техническую модернизацию, чтобы сделать границы неприступными для контрабанды.

“Я понимаю, что контрабандное лобби будет сбивать эти законы с повестки дня нашего парламента, но я надеюсь, что нам хватит политической воли сделать границы эффективными, для того чтобы мы могли десятки миллиардов привлечь в государственный бюджет и затем инвестировать в благополучие нашего государства”, – подчеркнул премьер-министр.

Тем не менее, Верховная Рада уже планирует рассмотреть законопроект №3763 “Про Национальную таможенную службу”. В конце ноября документ был рекомендован комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики. По словам председателя подкомитета по вопросам правового обеспечения деятельности таможенных органов Андрея Антонищака, законопроект является серьезным шагом к реформированию таможни, которая сейчас является одним из структурных подразделений ГФС.




#Буквы выясняли перспективы очередного реформирования у Главы Комитета по вопросам таможенного дела Общественного совета при ГФС, члена Общественного совета при Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины, председателя Общественной организации “Всеукраинский таможенный форум” (ВТФ) Галины Вдовиной.

– Результатом четырех лет хаотичных реформ стало значительное уменьшение численности таможенников. По утверждению политиков и представителей бизнеса, так же повлекло отток профессионалов и кадровый голод. Привело к демотивации и деморализации таможенников, общей дезорганизация таможенной системы и самым высоким антирейтингам таможни в СМИ. Почему так?

– С одной стороны – это прямое наследие самой идеи Минсдоха. С другой – искусственная “заполитизированность” таможенного вопроса. Таможня перестала быть таможней в понимании полноценного государственного органа, который является сугубо техническим органом со своими уникальными и специфическими функциями. Таможня стала коньком, на котором катаются все желающие. Катаются с разными целями. Кто – с финансовой, кто – с политической, кто – с популистической. Этот конек немой и затравленный, но везет то, что грузят, и терпит побои безропотно. Кроме системного, профильного и законопослушного бизнеса. Бизнес несет значительные потери. Бизнес и бюджет.

– Законопроект “О национальной таможне” – это очередной вариант реформы или выход из ситуации?

– Это определенный луч света во мраке таможенного хаоса, который начиная с 2013 года модно называть реформой, списывать на это кучу бюджетных и донорских денег и вешать всех собак. Как бы критически это ни звучало. Есть определенная символичность в том, что процесс деполитизации таможни начали именно политики – авторы этого законопроекта.

Кстати, он прошел беспрецедентную общественную экспертизу на ІІ Всеукраинском таможенном форуме и получил принципиальное концептуальное публичное одобрение, которое зафиксировано в Резолюции форума. После принятия закона за основу и в первом чтении, профильная бизнес общественность активно подключиться к его доработке и подготовке ко второму.
Законопроект, который был зарегистрирован почти год назад, рекомендован профильным Комитетом ВРУ для принятия за основу. Это настоящий прорыв. Нам удалось совместными усилиями народных депутатов и профильной бизнес общественности вытянуть эту проблему на свет.

– Как Вы оцениваете шансы на успех?

– Весьма оптимистично. Наши консультации с народными депутатами практически из всех фракций и депутатских групп украинского парламента свидетельствуют о том, что общий подход и концепция закона и возрождения украинской таможни ими поддерживается. К слову, они совершенно не считают себя “контарабандным лобби”. Очень важно, что кроме профильного Комитета ВРУ, законопроект получил поддержку именно профильного бизнес-сообщества, ряда профильных ассоциаций и Общественного совета при ГФС. Подчеркну – профильной общественности, а не той, которая знает о работе таможни “понаслышке”. Скажу больше, именно на волне поддержки инициативы по возрождению украинской таможни и этого законопроекта возникла инициатива о создании общественной организации “Всеукраинский таможенный форум” как логичного результата двух проведенных форумов.

– Какие реальные преграды таможенной реформации?

– Раньше было две беды – дураки и дороги. Теперь к ним прибавилось еще третья – профессиональные патриоты – популисты, непрофессионалы – любители, и конечно же – “контрабандное лобби”, которому не нужна полноценная и сильная таможня.

– А если профессионально и без популизма: что нужно сделать?

– Прекратить порочную практику попытки создания в Украине таможенных клонов Англии, Грузии, США, африканских стран, где якобы АСИКУДА победила коррупцию и контрабанду.
Нам надо вернуть Украине ее таможню. Именно украинскую. С учетом всех отечественных особенностей и возможностей. Полноценную, до недавнего времени прогрессивную и динамично развивающуюся, узнаваемую и уважаемую в мировом таможенном сообществе. А после того, как вернем, можно и реформировать. Вначале реанимация и реабилитация, а затем – развитие и совершенствование. Другого пути нет.

Источник





Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.